На первый взгляд вопрос может показаться странным. Каждый чувствует, даже знает, что у него есть свободная воля и возможность выбирать самому. Будь то выбор профессии, спутника жизни или что-то менее значимое, например продолжить или нет читать эту статью.
Казалось бы, на этом можно закончить рассмотрение данного вопроса. Раз вы чувствуете, что сами принимаете решение, значит так оно и есть, какие могут быть сомнения? А что, если чувства вас обманывают, и свобода выбора – лишь иллюзия в мире тотальной предопределённости?
Причины и следствия
Немного углубимся в проблематику и посмотрим на процесс принятия решений с точки зрения причинно-следственных связей. Явления в мире обуславливаются какими-то причинами. Например, попадёт или нет бильярдный шар в лузу обусловлено приданным ему направлением и скоростью движения. Это движение шар мог получить непосредственно от удара кия либо через несколько других шаров, но всегда имеется причинно-следственная цепочка. Первый шар ударил второй, именно поэтому второй в свою очередь ударил третий так, что тот угодил в лузу.
Теперь давайте рассмотрим кошку. Кошка проявляет свободу воли? Сознательно ли она решает забраться к вам на колени или это лишь следствие инстинктов, обуславливающих физиологическую потребность в ласке и тепле? Чем принципиально в плане свободы отличается кошка, залезающая на ноги к хозяину, от камня, котящегося под горку под действием силы гравитации?
И применимо ли такое рассуждение к человеку? Выбор человека – это как с бильярдными шарами, следствие совокупности внешних факторов, может не всегда очевидных, может сложных и запутанных, но всё же следствие?
Возможно, вы скажете, что свобода воли имеется только у наделённых разумом людей. Некоторые так думают потому, что уверены: лишь у нас есть способность мечтать и фантазировать, в своём воображении представлять возможные последствия своих решений, взвешивать альтернативы и, следовательно, становиться ответственными за свои поступки.
Эксперимент на свободу выбора
Вытяните руку перед собой. Пальцы растопырены. Выберите момент и сожмите ладонь в кулак.
Если вы не проводили эксперимент, ничего не сделав, вы выбрали бездействие. Вот вам и свобода воли. Если вытягивали руку и сжимали кулак – это тоже было ваше собственное решение. И момент, когда именно сжать ладонь, вы также выбрали сами. Не правда ли? Или… нет?!
Чтобы разобраться, рассмотрим две конкурирующие точки зрения – детерминизм и либертарианство.
Детерминизм
Детерминизм – это учение о причинной обусловленности всех процессов. Т.е. всё, что происходит, имеет причины и строго ими обусловлено. А значит, имеется только одно будущее, строго определённое предыдущими событиями. Исходя из этого учения, никакой свободы ни у кого нет – всё предопределено, любые мысли, сомнения, поступки и последствия.
Другими словами, начальные условия Большого взрыва (или что было в самом начале) уже определили (детерминировали) всё будущее Вселенной, вплоть до движения каждого атома. Любой выбор в вашей жизни неизбежен. Там нет места для вашего эго или свободной воли, изменить ситуацию невозможно. Даже ваши сомнения при принятии решений предопределены, как и то, что именно вы в конечном итоге выберете.
Согласно этой точке зрения теоретически, если знать все исходные данные и располагать достаточными вычислительными мощностями, математика может быть использована для предсказания всего в будущем и наглядно доказать предопределённость чего угодно на свете.
А что скажет квантовая физика и принцип неопределённости?
Квантовая физика не отменяет принцип детерминизма (определённости), а «принцип неопределённости» в квантовой механике означает лишь то, что невозможно предельно точно измерить две связанные величины, а не то, что они на самом деле какие-то непонятным образом неопределённые.
Квантовая физика оперирует вероятностями, чтобы предсказать поведение частиц, а не занимается предсказаниями будущего. То, что наблюдение вносит погрешности в измерение малых величин, не означает, что данные частицы на самом деле могут вести себя как угодно и быть где угодно.
Есть ли учения или теории в пользу свободной воли?
Безусловно, существуют. Концепция, противоположная детерминизму и говорящая о том, что будущее не определено прошлым, называется индетерминизм (от латинского in – не, отрицание). Одно из популярных философий, придерживающихся принципов индетерминизма (неопределённости) – либертарианство.
Согласно либертарианству, все вещи разделяются на вещи мыслящие и вещи протяжённые. Вещи протяжённые находятся в пространстве (имеют некую протяжённость) и определены прошлым и законами природы. А вещи мыслящие – мысли, воля, сознание – не находятся в пространстве и не детерминированы (т.е. не определены) законами материального мира.
Я мыслю, следовательно, я существую. Рене Декарт.
Поскольку воля является вещью мыслящей, не находящейся в пространстве и не детерминированной им, то согласно воззрениям либертарианства, люди, наделённые свободной волей, обладают и свободой действий.
Свобода существует или это иллюзия разума?
Так что можно понять из всех этих теорий и воззрений? Есть ли свобода выбора или нет?
Идея о том, что от нас ничего не зависит, создаёт неразбериху с морально-этической точки зрения. Тогда получается, люди не ответственны за свои действия? Убийцы и насильники невиновны, коли так сложились «внешние факторы»? А великие и популярные люди ничем не лучше других, просто они оказались в соответствующих условиях, и любой, оказавшийся в аналогичном положении, достиг бы таких же вершин? К тому же, если сложить руки и ничего не делать, уповая на утверждение, что всё изначально детерминировано и не зависит от нас – из этого ничего хорошего не выйдет.
Что же нам остаётся? Поверить в идеи либертарианства про «мыслящие вещи», не определённые прошлым и окружающими условиями?
Во-первых, верить на слово или просто потому, что во что-то хочется верить – плохая идея. Философы не один век ломают копья в спорах о том, есть ли ли свобода воли или нет. Здесь каждый должен осознанно сделать личный выбор и решить, как ему для себя ответить на этот вопрос (что как бы уже подразумевает свободу). Во-вторых, кто сказал, что нужно выбирать готовую точку зрения, а нельзя сделать какие-то свои выводы?
Давайте порассуждаем и попытаемся прийти к каким-то выводам. Есть ли нечто, что позволяет человеку самому формировать себя и своё окружение, а не просто быть некой равнодействующий тех обстоятельств, в которых он находится? И насколько все наши поступки предопределены окружением и прошлым?
Прежде чем ответить на эти вопросы, следует прояснить, а что собственно представляет собой сам объект (он же субъект) наших рассуждений? Только лишь материю или нечто больше? И действительно ли существуют нематериальные вещи, как о том говорит классическое либертарианство?
Возьмите чистый лист бумаги и обычный грифельный карандаш. Напишите цифру 5 на бумаге. Посмотрите на то, что получилось. Что перед вами? Цифра пять? Или слой графита на поверхности бумаги, изображающий цифру 5? Тут есть маленький, но весьма существенный нюанс. В физическом мире есть и бумажный лист, и карандаш, и слой графита на бумаге. Но и цифра пять существует – вы же её видите, от этого тоже никуда не деться. Но существует она несколько иначе, не так как материальные вещи. И если вы станете утверждать, что цифры существуют только в вашей голове, покажите кому-нибудь этот листок. Коли у вас разборчивый почерк, любой грамотный человек без труда узнает цифру 5.
Это довольно простой, но наглядный пример, описывающий существование нематериальных объектов. Также как эта цифра 5 существует и наше сознание. Т.е. оно нематериально. Вы есть. И вы – это не только ваше тело, но ещё и ваши мысли, чувства, разум, воля.
Вы можете влиять на материальный мир, как, впрочем, материальный мир влияет на вас и любого другого человека. Но в отличие от неживых объектов, не наделённых сознанием, вы не являетесь полностью детерминированными окружающими условиями, поскольку можете принимать решения. Ваша свобода ограничена вашими возможностями, но она есть. Это просто понять.
Камень не в состоянии решить за себя, будет он падать или нет. Если что-то обрушит его с горного склона – он покатится вниз под действием гравитации. Вы же может принимать решения. Поднять или опустить руку, сделать шаг или остаться на месте.
Человек состоит не только из материи. В первую очередь он представляет собой разум, мысли и волю, дающие ему возможность быть причиной, а не следствием окружающих условий.